Характеристика духовной специфики территориально обособленной цивилизации 0



Характеристика духовной специфики территориально обособленной цивилизацииА например, тот же С. Хантингтон пишет о культуре как о характеристике духовной специфики территориально обособленной цивилизации, фактически подразумевая под культурой тип этносного или, точнее, супер — этносного, по терминологии JI. Гумилева, менталитета. «Цивилизация является наивысшей культурной ценностью». Но при этом одно неопределенное понятие он фактически определяет через другое: «Цивилизация, таким образом, — наивысшая культурная общность людей и самый широкий уровень культурной идентификации… Она определяется как общими объективными элементами, такими как язык, история, религия, обычаи, социальные институты, так и субъективной самоидентификацией людей. …Цивилизации — это самое большое “мы”, внутри которых каждый чувствует себя в культурном плане как дома и отличает себя от всех остальных “них”». И подавляющее большинство исследователей идентичности, опирающихся на известную работу «Столкновение цивилизаций», к которой мы будем еще не раз возвращаться, оставляют данный факт поразительной методологической тавтологии вне поля своего внимания. Далее, естественно, первая группа авторов предсказывает неминуемость дальнейшего размывания региональной этнорелигиозной специфики (вспомним печально знаменитую модель «конца истории» Ф. Фукуямы), соответственно вторая — закономерность усиления своеобразия, поликультурности современного мира. Причем в первом случае часто прогнозируется сохранение и нарастание гегемонизма Запада и выступающего оплотом современной всемирной вестернизации США, а во втором — превращение в мирового лидера Китая (а в последнее время — Индии и Исламского мира), вероятный упадок и даже возможный распад США, а то и всего западного мира и духовно-мировоззренческая (и даже религиозная) ориента — лизация Запада. Кроме того, JI. Гумилев для того, чтобы подчеркнуть, что речь идет об надстрановых образованиях геополитического масштаба, обладающих определенной ментальной спецификой, использует понятие «суперэтнос», по мнению многих авторов, являющееся базовым в решении проблемы иден-тичности. Причем по поводу содержания данного термина (как и понятия «этнос») еще в советское время проходили многолетние дискуссии, которые не привели к позитивному результату.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: