Внутренний мир человека 0



Внутренний мир человекаВнутренний мир человека (менталитет) имеет две составляющие: генетическую (природную), связанную с расовой принадлежностью, и культурную (исторически приобретенную, «наработанную») — то, с чем связана его самобытность. Словом, менталитет — сложное переплетение тождественных и особенных, самобытных черт личности, этноса, расы. И нельзя волюнтаристским путем одно отделять от другого. Попытки «преобразовать» культуру этноса или национальной группы, — изменить язык, традиции, историческую память — неизбежно наталкиваются на генетическую «почву», отличающуюся значительной инертностью. И воспитательные, образовательные, агитационные меры, если и могут принести успех в данном случае, то только в течение нескольких поколений. Особенно это относится к языку. Язык жив до тех пор, пока люди хотят на нем говорить. А хотение — не только плод рационального ума, а порыв души, всех ее составляющих (и приобретенных и изначально-генетических). Помните у Ф. М. Достоевского: «Какое мне дело до того, что дважды два — четыре?» И еще: «Хотенье есть проявление всей нашей жизни, то есть всей человеческой жизни, и с рассудком, и со всеми почесываниями. И хотя жизнь наша в этом проявлении выходит зачастую и дрянцо, но все-таки жизнь, а не одно только извлечение квадратного корня». Человек не склонен оценивать родной язык по критерию: «хорош» или «плох». Он на нем думает и говорит. Идентифицируя себя в отношении языка, человек и народ (в лице его лучших представителей) исходят не только из прагматических соображений, но и из родных обычаев, традиций, заветов предков. Конечно, имеет место конкуренция языков, культур, обычаев, религий, в ходе которой «лучшее» (развитое) вытесняет «худшее» (отсталое). Но это и есть, в сущности, конкуренция личностных, этнических и расовых идентичностей. Грубые искусственные (насильственные) меры могут лишь повредить указанному процессу прогрессивной эволюции. Таким образом утверждается целостный, в известной степени холистический подход к этническим и цивилизационным системам, в рамках которого последние рассматриваются, условно говоря, как особые организмы, изоморфные в отношении к индивиду (личности). Изоморфные — значит подобные в структурном и функциональном смысле. Можно говорить об интеллекте, сознании, подсознании, памяти, менталитете, характере народа или социума наподобие того, как мы говорим об интеллекте, сознании, подсознании и т. д. отдельного человека. Речь идет, иными словами, о душевном мире этноса, о котором известный философ и социолог

С. J1. Франк писал: «Такие понятия, как “душа народа”, “дух эпохи” и т. п. суть несомненно больше, чем простые метафорические выражения, они указывают на какие-то подлинно реальные целостные силы или начала». Эти «силы и начала» все рельефнее становятся в условиях растущего динамизма глобализирующегося мира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: