Утрата личностью самотождественности 0



Утрата личностью самотождественностиУтрата личностью самотождественности не означает распада, исчезновения или деструкции. Скорее всего, распадается не личность, а система, которая не является для индивида предметом собственного выбора, уходит в прошлое идеология раз и навсегда избранных принципов, ценностей и идеалов. Человек, который осуществляет переописание себя по собственному же сценарию, занят «самоконструирова — нием» (3. Бауман), часто вне социально заданных ценностей и иерархий, и обретает право на собственную систему целей и принципов. Успех такого социального предприятия ничем не гарантирован, а риск при этом превышает ожидаемый результат.

В этом плане интересен опыт исследований Д. Келлнера, обратившегося к поп-культуре для проверки основных положений теории постмодернистской идентичности. Он подвергает сомнению представление о постмодернистской культуре как плоской и одномерной. Работы Келлнера, который рассматривает разнообразные произведения массовой культуры — от телевизионных сериалов до рекламы сигарет — убедительно показывают, что телевизионная субкультура порождает множество образов и фшур как для простодушного подражания, так и для глубинной идентификации личности. Это не означает, что идентичность в постмодернизме лИц гЕна специфики. Специфика постмодернистской идентичности, по Д. Келлнеру, формируется преимущественно «образами из сфер досуга и потребления и имеет тенденцию к нестабильности и изменчивости. И в модернистской, и постмодернистской идентичности присутствует уровень рефлексивности, сознание того, что идентичность избрана и создана. Для современного общества, вместе с тем, более “естественно” менять идентичность, изменяя ее сообразно веяниям моды». В этом есть опасность эрозии индивидуальности и социального конформизма, но есть и позитивная сторона — понимание того, что постмодернистская идентичность является искусственной. Другими словами, создание новой идентичности есть результат конструирования, свободного выбора. Такое понимание идентичности предполагает, что всегда можно изменить жизнь, что можно переделать себя, что человек свободен менять и создавать себя по собственному выбору. Это понятие постмодернистской идентичности — многообразной, свободно избираемой и легко изменяемой — резко контрастирует с привычными образами «современной», модерной идентичности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: