Тезис о социально-экономической детерминации этнического процесса 0



Тезис о социально-экономической детерминации этнического процессаС послевоенных лет тезис о социально-экономической детерминации этнического процесса стал центральным в теоретическом понимании этноса (однако не всегда последовательно проводимым и не принятым некоторыми учеными, прежде всего JI. Н. Гумилевым). Но со временем, по мере постепенного отхода советских ученых от жесткого социально-экономического детерминизма и в связи с актуализацией в археологии проблемы соотношения археологических культур и этнических общностей, культурологическая проблематика в этнотеоретических исследованиях начинает играть все более важную роль.

Так, примечательно, что спустя двадцать лет после выхода цитировавшейся выше статьи, М. И. Артамонов писал: «Народ — не раса, не язык, не социальная организация и не территориально-политическое образова — неие; важнейшим признаком его является культура… В понятие культура в данном случае включаются все проявления материальной и духовной деятельности людей». Культура народа изменяется, но «наряду с динамической частью культуры имеется и другая — консервативная, сохраняющаяся в течение длительного времени и связывающая различные периоды существования народа между собой». К вопросу «что такое этническая общность?» в контексте специального рассмотрения типов этнических общностей в начале 60-х гг. подошел такой выдающийся етнограф, как С. А. Токарев. Он исходил из того, что, во-первых, этнические общности отличаются друг от друга совокупностью признаков; но, во-вторых, ни один из этих признаков не является обязательным. По его мнению, «этническая общность есть такая общность людей, которая основана на одном или нескольких из следующих социальных связей: общности происхождения, языка, территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии». Комментируя это утверждение, следует все же констатировать, что этническое самосознание (изначально по схеме «мы — они») все же является обязательным признаком любого этноса. Это положение, обоснованное, как было сказано выше, П. И. Кушнером, будет признаваться всеми учеными, разрабатывавшим теорию этноса (В. Ф. Генингом, Ю. В. Бромлеем и др.) с рубежа 60-х — 70-х гг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: