Субцивилизационная структура Мусульманско-Афразийской цивилизации 0



Субцивилизационная структура Мусульманско-Афразийской цивилизацииРассматривая субцивилизационную структуру Мусульманско-Афразийской цивилизации, следует исходить из истории оформления ее ядра и распространения ислама, при адаптации мусульманской культурой элементов местных культур. Ядром этой цивилизации был и остается арабоязычный Ближний Восток. Однако уже с раннего Средневековья арабско-исламскими становятся обширные пространства от Атлантики до Загросских гор, Персидского залива и Индийского океана. В этих пределах и следует определять Арабскую субцивилизацию Мусульманско-Афразийской цивилизации. Второй, наряду с Арабской, можно считать Иранско-Средневосточную субцивилизацию. Ее становление в раннем средневековье определялось ис — ламизацией завоеванных арабами преимущественно ираноязычных областей Среднего Востока на восток от Месопотамии до Гиндукуша, Памира и Тянь-Шаня, но без его языковой ассимиляции. Третий, Тюркско-Евразийский субцивилизационный ареал, тюркский в этноязыковом отношении, оформился в степной зоне Евразии между Северным Причерноморьем, Средним Поволжьем и западными отрогами Алтая. В результате экспансии Московского царства и Российской империи, связанной с ними и с политикой СССР русско-украинской колонизации восточноевропейско-казахстанских степей в настоящее время очерченный регион преимущественно охвачен Восточнохристианско-Евразийской цивилизацией, при анклавном сохранении его самобытности в Крыму и Среднем Поволжье (татары), в Приуралье (башкиры), на значительной части Казахстана (особенно Южного) и, с полным преобладанием, в государствах бывшей советской Средней Азии (кроме Таджикистана): в Туркменистане, Узбекистане и Кыргызстане. Отдельной, весьма авторитетной на международной арене, филиацией Тюркско-Евразийского субцивилизационного ареала выступает Турция, следствием владычества которой на Балканах является мусульманство албанцев и боснийцев. Специфика данного мусульманского ареала определяется как мощной византийско-православной подпочвой, так и сильнейшим западным влиянием, зримо отразившимся на переходе Турции с арабского на латинский алфавит и ее членстве в НАТО. Эти и другие обстоятельства в цивилизационном отношении представляются более существенными, чем тюркская этноязыковая идентичность турок, роднящая их не только с тюркско-мусульманскими центральноазиатскими народами, но и христианами — гагаузами и шаманистами-якутами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: