Социальные организмы и этнические общности 0



Социальные организмы и этнические общностиНо в реальной действительности социальные организмы и этнические общности соотносятся между собой не внешне, механистически (по принципу, совпадают ли их объемы или нет), а органически, генетически: на базе социальных организмов возникают этносоциальные, после гибели которых еще неопределенно долгое время могут продолжать свое существование порожденные ими собственно этнические, этнокультурные образования со своим национальным самосознанием (идентичностью) этносы — как этникосы. Решающую роль здесь играет сохранение культурной традиции. Определенный интерес представляет трактовка Ю. В. Бромлеем места и роли культуры в жизни этноса. Он отстаивает идею о принципиальном единстве всякой национальной культуры, связывая это единство с общностью языка и психических черт представителей одного народа. Ее целостность рассматривается в структурном и генетическом плане. С одной стороны, выделяются три ее составные части (которые, как представляется, точнее определять как три ее уровня): 1) «интериорное» общественное сознание, 2) его проявление в поведении и действиях людей, и 3) «опредмеченные результаты деятельности» эленов этнического коллектива. С другой стороны, ее единство осмысливается как результат общности исторических судеб многих поколений образующих этнос людей. Этническую нагрузку выполняют прежде всего наиболее устойчивые, инвариантные компоненты культуры, образующие стержень ее традиции. По мнению исследователя, «наиболее “этничный” (этнографичный) слой культуры в узком значении слова определяется двумя основными параметрами: надиндивидуальностью (коллективностью, массовостью) и устойчивостью (традиционностью, повторяемостью)». Реализуясь в деятельности отдельных людей, этнокультурные традиции из сферы общественного сознания переходят в «слой объективной культуры», благодаря чему, в значительной мере, и осуществляется передача «межпокленной, диахронной этнокультурной информации» (книги, произведения искусства и пр.). В процессе передачи традиций Ю. В. Бромлей отводит особую роль эндогамии, понимаемой как «преимущественное заключение браков внутри своей общности». Последняя рассматривается им в качестве мощного этностабилизирующего фактора, тогда как ее несоблюдение является опасным для поддержания целостности этноса симптомом. Как древние, так и современные народы практически эндогамны (по крайней мере на 90 %). Эндогамия появляется с момента зарождения этноса, а ее «прорыв» грозит ему существенной трансформацией, а возможно и размыванием вплоть до исчезновения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: