Система ценностей как фактор идентичности личности 0



Система ценностей как фактор идентичности личностиВ процессе развития глобализации, сопровождающейся возрастанием общественных взаимосвязей и взаимопроникновением культур, одной из наиболее обсуждаемых в мировой науке является проблема идентичности личности. Как было показано в предыдущих главах, идентичность человека с определенной общностью реализуется прежде всего через систему норм, ценностей, образцов поведения, образующих ее культуру. В этой связи особый интерес представляет исследование системы человеческих ценностей, поскольку она занимает ведущее место в мировоззрении социальных групп, выражающих социальную дифференциацию общества.

В системе ценностей выделяют три главных составных элемента: этику (нравственные нормы, определяющие поведение человека в обществе, семье или в социальной группе), идеологию (идеалы, определяющие цели, которыми руководствуется человек или социальная группа), религию (систему взглядов, утверждающих существование высшей сверхреальной силы, ее влияние на земную жизнь)1. Именно наличие ценностей — этических, идеологических и религиозных — отличают вид Homo sapiens от других живых существ. Ценности вкладываются в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, регулирующим ее мотивацию и поведение. В философском понимании ценности — важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения и стремления личности в отношении тех или иных обобщенных человеческих приоритетов, таких как благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и др. В общем философском понимании ценность — это значение, которое придается личностью вещам как фактору удовлетворения ее потребностей. По мере исторического развития человека происходит трансформация системы ценностей, а сами изменения в системе ценностей являются отличительным признаком перехода человеческого общества к новому этапу своего жизненного цикла. Так, на самых ранних стадиях развития человеческого общества преобладал обычный биологический инстинкт. С развитием сознания инстинкт дополнялся, модифицировался и замещался целевыми установками. По мере образования социальных систем формировались цели стабилизации этих систем, в частности, государства. Для средневековой цивилизации было характерно господство догматов мировых религий, а индустриальная цивилизация характеризовалась ослаблением религиозных ценностей эпохи Возрождения, Реформации и Просвещения, ослаблением роли семьи, но распространением идей свободы и прав личности. Постиндустриальная система ценностей начала формироваться во второй половине XX в. и, вероятно, будет характеризоваться возрождением гуманизма, стремлением к реализации творческого потенциала свободной личности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: