Религия в контексте постиндустриализма: проблема смены цивилизационной идентичности 0



Религия в контексте постиндустриализма: проблема смены цивилизационной идентичностиЕсли описанная выше гипотеза правильна, то единственно верный рецепт пусть не прекратить полностью, но хотя бы затормозить угасание Запада состоит в том, чтобы возрождать утраченные этнорелигиозные ценности, о чем, каждый на свой лад, пишут консервативно настроенные аналитики, такие как тот же С. Хантингтон, Ф. Фукуяма, П. Бьюкенен и многие другие. Уже упомянутый мыслитель Ж.-П. Виллем напоминает о том, что традиция радикального отделения церкви от государства была основана во времена Великой французской революции, а значит, можно предположить (что и делает названный автор), что она неразрывно связана с теми самыми идеологизацией и политизацией общественной жизни, вследствие которой христианская мораль была вытеснена на периферию общественного сознания, что якобы и дало возможность развязать массовый революционный террор, предвестник будущего развития Запада по пути различных тоталитарных моделей (не случайно якобинцами так восхищались большевики, и порицали такие выдающиеся социологи, как П. Сорокин в своей знаменитой фундаментальной «Социологии революции»). Вот почему Ж.-П. Виллем предлагает в качестве рецепта духовного возрождения Европы возврат к сотрудничеству между церковью и государством по немецкому или итальянскому варианту. В самом деле, разве не благодаря плодотворным политическим союзам христианских политических партий (ХДС/ХСС) Германия добилась впечатляющих успехов в своем восстановлении от последствий тяжелейшей военной катастрофы и продвижении в эру постиндустриализма? Правда, при таком подходе не совсем понятно, почему именно возврат к религиозному консерватизму дает фору экономическому развитию постиндустриального типа. Ведь, казалось бы, именно постиндустриальная форма цивилизационной идентификации неразрывно связана не с социал-демократической стратегией, так называемым коммунализмом, находящимся в основе европейской социально-католической политической традиции с ее умеренным консерватизмом, а с неоконсерватизмом предельно либерального типа. По мнению многих авторов, последний в наибольшей степени отвечает модели успешной интеграции в общемировое пространство качественно новых технологий деиндустриализированной, а значит и деконцентрированной экономики, в рамках которой уже не политические классы, не «производственные коллективы», а отдельные индивиды в их свободной самореализации в сетевых сообществах играют ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности новых типов венчурного бизнеса, с его невероятной мобильностью и колоссальным потенциалом технологического обновления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: