Реализация идеологической установки на особую китайскую исключительность 0



Реализация идеологической установки на особую китайскую исключительностьХотя можно согласиться с тем, что реализация идеологической установки на особую китайскую исключительность, обусловленную идущими из глубины веков духовными факторами, в какой-то мере способствует консолидации подданных Китайского государства и мобилизации его населения, в той или иной степени ощущающего особую гордость за свою принадлежность к «одному из древнейших народов мира». Однако и здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что традиционализм — ориентация на воспроизводство прошлого, оценка своего этностатуса как культурного центра мира (и представление о Срединной империи) в китайском менталитете также во многом обусловлено вполне объективными факторами. Дело в том, что в силу достаточно уникального совпадения исторических и даже географических обстоятельств в противоположность всем другим древним цивилизациям (ближневосточной, античной, цивилизации доколумбовой Америки), структура китайской цивилизации, сохранившись как «реликтовая» (А. Тойнби), так и не была разрушена или перекодирована с точки зрения цивилизационной идентичности (наоборот — и Индия, и Китай регулярно ассимилировали своих завоевателей, навязывали им свой способ жизни). Следовательно, именно в силу перевода политической и экономической системы Китая на рельсы современного западного глобального капитализма конфуцианский «социализм с китайской спецификой» пусть и медленно, но эволюционирует в направлении трансформации существующей политико-экономической структуры в политические и экономические институты западного типа, которые сегодня представляют своеобразный гибрид советского, западного и традиционного социального устройства. То же самое можно сказать даже об Иране. При этом нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что ярлыки древнейших религиозно-философских учений всегда использовались в Китае для придания респектабельности модернизационным теориям развития, в том числе и коммунистической идеологической доктрины. В частности, об использовании «марксистского» легизма «буржуазным» конфуцианством много пишет известный исследователь JI. Переломов. Естественно, что сегодня, когда Китай так или иначе повернул на рельсы западного развития, во главу угла ставится именно конфуцианство, однако конфуцианство как предтеча все того же социализма «с китайским лицом» не имеет ничего общего с подлинным конфуцианством, которое было продуктом своего времени и фиксировало мировоззренческие стереотипы развитого пред — буржуазного общества классического землевладения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: