Путь модернизации через вестернизацию 0



Путь модернизации через вестернизациюОднако, по С. Хантингтону, в связи с общемировым усилением религиозного возрождения данный тупиковый и бесперспективный путь модернизации через вестернизацию становится все менее привлекательным. Вследствие чего «…кемалистские вгляды в Восточной Азии исчезли. Жители Восточной Азии приписывают свое стремительное экономическое развитие не импорту западной культуры, а скорее приверженности своей традиционной культуре. Они добиваются успеха, по их утверждению, потому что они отличаются от Запада». Более того, опираясь на свое понимание сути кема — лизма, ученые приходят к выводу, что «…утверждение о том, что незападные страны могут быть модернизованы посредством модернизации, остается недоказанным». Казалось бы, перед нами завершенная концепция не просто цивилизационной идентичности, но и достаточно убедительная версия развития цивилизационного процесса, имеющая свою внутреннюю логику. Согласно подобному подходу, западная, атеистическая по своей природе, цивилизация предприняла попытку заменить свою религиозную идентичность свет — сткой идеологией и потерпела поражение цивилизационного масштаба. В результате этого на фоне кратковременного экономического и технологического успеха, вызванного предельной инструментализацией, обезличиванием, своеобразной «мегамашинизацией» всех общественных отношений (что, собственно, и привело к временным успехам и индустриальному рывку на фоне стремительно усиливающейся конвейеризации, наиболее ярко проявляющейся в феномене тейлоризма, когда человек был превращен в винтик, придаток, средство производства. Этот фактор породил явление тоталитаризма и социальные катастрофы, которые есть не что иное, как следствие тотальной энтропии пассионарной энергии или утраты способности к «жизненному порыву» (А. Бергсон) современного западного общества, невозможных в сплоченном духовными, религиозными, моральными ценностями восточном обществе). Что же до государств Азии и Латинской Америки, то вначале под впечатлением успехов Запада в экономико-технологической сфере они начали активно подражать своим бывШиМ колониальным хозяевам, внедрять западные экономические и политические институты, но вовремя спохватились, увидев западный тоталитаризм в деле, и вернулись к своим традиционным, в первую очередь религиозным ценностям (те же, кто не вернулся, превратились в перманентно кризисные «оторванные» страны, классическим примером которых, по С. Хантингтону, выступает Турция).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: