Процессы гомогенизации 0



Процессы гомогенизацииПроцессы гомогенизации затрагивают в первую очередь язык, повседневную культуру, стратегии поведения, которые способствуют, в конечном счете, укреплению у разных групп населения «государства-нации», осознания своего единства, общности, основанной на идее сопричастности. Однако в этом случае, справедливо подчеркивает Ю. Хабермас, слабость меньшинств в борьбе за свое признание вынуждает их занимать регрессивную позицию1.

Особенность второй стратегии заключается в «разрушении» этнокультурных особенностей региональных и локальных сообществ населения. В этом случае представления их членов о региональной и локальной коллективной независимости, известной «самодостаточной» автономности, устраняются посредством формирования и пропаганды общегосударственной национальной идеологии. Она является самым действенным средством противостояния идеологии отдельного сообщества, поскольку усиливает на индивидуальном и групповом уровнях представление об общности судеб членов сообщества как членов нации, их политической сопричастности и, соответственно, общей ответственности за принимаемые решения. Национальное единство укрепляется при этом созданием единой экономической и финансовой системы, налоговой и социальной политики, «среднего стандарта» уровня жизни. Сущность третьей стратегии состоит в создании, в границах нации, общего культурного и духовного ее фундамента. Этот этап формирования нации — государства можно назвать «периодом ее мифологизации», институциональной гомогенизации национальной культуры. Например, это отражается в определенных архитектурных стилях, которые распространяются по территории государства, в создании национально значимых природных заповедников, в сохранении исторических памятников культуры, их манифестации как национальных, в произведениях искусства, поддерживаемых духовных традициях. Сюда же следует отнести общность истории нации, ее побед и поражений, которые либо заложили ее основы, либо предопределили ее будущее. На практике культурные региональные особенности, как правило, в той или иной мере сохраняются, но они приобретают статус общенациональных, т. е. включенных в национальную идеологию и культуру как «свои». Как представляется, этот вариант национально-государственного развития соответствует мультикультурной перспективе становления нового общества. Ее основные либеральные принципы могут заключаться в том, что многонациональное, полиэтническое общество является открытым как внутренним межкультурным взаимодействиям, так и внешним влияниям. Оно не изолирует себя от внешнего мира, а представляет его часть. Этничность в этом случае — дело индивидуального выбора социокультурной ориентации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: