Преемственности в этногенезе славянства 0



Преемственности в этногенезе славянстваПреемственности в этногенезе славянства на территории Лесостепи и юга лесной зоны Восточной Европы В. П. Петров, при всем осознании ограниченности классического автохтонизма, уделял первостепенное значение, тем самым объективно продолжая линию В. В. Хвойки. Основной заслугой последнего он считал не столько защиту местного, в своей основе, этногенеза славян, сколько в том, что тот «вщкрив низку невщомих до того культур i розташував ‘ix в перюдичнш послщовносп». «Однако, — как отмечает Н. С. Бондаренко, — углубляя его концепцию, он подчеркивает связь этнокультурных изменений с глубокими, эпохальными социально-экономическими сдвигами общеевропейского масштаба, обращает внимание на изменения направленности связей и влияний древних обществ и не исключает, хотя с точки зрения современной науки несколько преуменьшает, роль миграционных процессов». С В. П. Петровым идейно и лично был тесно связан его младший друг М. Ю. Брайчевский — личность не менее творчески одаренная (археолог, историк, литературовед, поэт, художник). После вынужденного ухода из Института археологии в 1960 г. он не занимался полевыми исследованиями, но, кроме прочего, обратился к теоретическим вопросам этноисторического процесса. По теории этноса наиболее значима его статья «Теорети — 4Hi основи дослщжень етногенезу», в несколько переработанном виде повторенная в фундаментальной монографии «Походження Pyci» и в изданной уже посмертно статье «Походження украшського народу». Его взгляды на этнос связаны с концепцией ноосферы и перекликаются с теорией этногенеза, предложенной JI. Н. Гумилевым. Кстати, М. Брайчевский был единственным украинским историком, на которого тот сылался. М. Ю. Брайчевский решительно возражает против отождествления процессов возникновения языков (глотогенеза) и образования народов (этногенеза). В теоретико-методологическом «Введении» к монографии «Походження Pyci» он подчеркивает, что понятие этнической общности (этноса, народа) является историческим. Этнические феномены проявляются в единстве территории, языка, материальной и духовной культуры, быта, обычаев, верований и т. д. В этой системе признак общего языка выступает лишь одним из компонентов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: