Предельная форма сословной иерархии 0



Предельная форма сословной иерархииПредельную форму сословной иерархии и, соответственно, идентичности видим в традиционной Индии. В древности она выступала в варновой форме и представляла собой освященное авторитетом Вед деление на жрецов-брахманов, за которыми, теоретически, шли кшатрии (раджи-князья и наследственные профессиональные воины), далее — вайшьи (свободные производители, крестьяне и ремесленники, и торговцы). Эти три сословия объединялись в высшую группу «дваждырожденных», потомков завоевате — лей-ариев. Они противопоставляли себя покоренному темнокожему местному населению, относимому к сословию неполноправных — шудр. В середине I тыс. против варновой сегрегации в Индии развернулось мощное идейно-религиозное движение в лице джайнизма и, особенно, буддизма. Но с вытеснением буддизма за пределы Индии в первые века новой эры и параллельном утверждении индуизма традиционная варновая система стала перерождаться в куда более жесткую систему — кастовую. Касты

И, соответственно, кастовая идентичность основывались на наследственном социально-профессиональном статусе людей при категорическом запрете браков между представителями разных каст. В средневековой Индии кастовость становится основной формой идентичности, куда более важной, чем собственно религиозная или этническая (этноязыковая). Иные, менее жесткие, чем в католической Европе, традиционной Японии и, тем более, Индии, формы сословной иерархии и соответствующих им типов социальной идентичности видим в Китае, Мусульманском и Восточнохристианском мирах. Между ними также были свои принципиальные отличия. Для Китая в целом характерной была социальная иерархия, основанная на профессионально-статусном принципе. Сперва, в эпохи Шан-Инь, Чжоу, Чунцю и Чжаньго здесь преобладали формы, близкие, как убедительно показал J1. С. Васильев, к тем, что мы знаем на примерах средневековых Западной Европы и Японии, с пирамидальной иерархией, весьма напоминающей феодальную. Но по мере централизации страны и утверждения конфуцианства в качестве официальной государственной идеологии, что окончательно произошло на рубеже III — II вв. до н. э. с приходом к власти династии Хань, ситуация качественно изменилась. Официальным стало деление на императора, сословие образованных чиновников (шень — ши) с его градацией по рангам, военных (которые считались по своему человеческому качеству ниже, чем предыдущие) и простолюдинов (торговцев, ремесленников, крестьян).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: