Появление постчеловека 0



Появление постчеловекаОзначает ли появление постчеловека конец гуманизма? Любое утверждение этого тезиса вызовет повсеместное возражение. Однако мы можем говорить об окончании эры существования обычного, «старого» гуманизма и появлением нового гуманизма — иного Типа, поскольку появился новый человек — Постчеловек. «Смерть» человека — это переход от ценностей Модерна к ценностям Постмодерна. Исчез привычный «дом бытия»; мир, в котором всегда жил человек, перестал быть для него домом. В гуманис — тике, как известно, фатальное слово о смерти человека впервые произнес французский структурализм. Тогда оно рассматривалось как определенное средство, специфическая методология познания, воспринимавшаяся, наконец, ради того же человека. Смерть как онтологическое состояние и Благая весть о ней (евангелие от антигуманизма) была провозглашена постструк — туралистской философией, или, распространяя ее на всю культуру, — постмодернизмом. Наиболее решительно и четко это сделал М. Фуко, что ставит его вместе с Н. Коперником, Ч. Дарвином, 3. Фрейдом в ряд ключевых фигур, символизирующих приход нового этапа в трактовке сущности и судьбы человека.

Ситуация Постмодерна и соответствующее ей понимание сущности бытия в самом деле во многих моментах невоспринимаемы для мышления, воспитанного на понимании спиралевидной модели развития истории, в которой регресс лишь дополняет прогресс. Переход от жизни, наполненной поисками смысла, к «просто жизни» является результатом Маржинальной революции (конец XIX ст.), утвердившей авторитет Человека экономического как в первую очередь Потребляющего (потребителя). Причем потребляющего не духовные, а материальные ценности и блага, что изменило представления о перспективах будущего духовного развития. Он вообще исчез, тот «добрый человек», вместе с гуманистическими идеалами, которые к тому же были дискредитированы. В частности, неудачными попытками воплотить их в практику жизни. Вместе с ними был дискредитирован талант, гений, творчество, место которых заменили серость «начальства» и торжество «туповатой посредственности» (Б. Брехт). Последняя стремится установить свои идеалы красоты, стандарты мышления, ценности культуры. Вот где кризис духовности, если уж говорить о нем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: