Посткризисные процессы 0



Посткризисные процессыКак видим, посткризисные процессы выступают в качестве локомотива прогрессивных перемен, охватывающих все общество. Но происходит это не стихийно, не «само по себе», а через трансформации, инициируемые институтами власти. Там же, где этого нет, где власть пассивна, или же неадекватна, т. е. где уроки кризиса не выучены и не реализованы, общество в посткризисной ситуации не только не совершенствуется, но и ускоренно деградирует. Деградирует потому, что в ходе кризисной селекции на арену в такой стране выходят не сильные, а до конца не добитые слабые. Важно и то, что благодаря этим переменам появится преграда и на пути архаизации украинского общества. Ведь нынешняя архаичность экономики неизбежно порождает возрождение давно, казалось бы, забытых архаизмов общества. Так, в Украине уже наблюдается отход от капитализма в сторону исторической архаики. Ведь капитализм — это всегда накопление капитала для развития производственных сил. Согласимся: в Украине ни того, ни другого не наблюдается. Поскольку же «природа не терпит пустоты», в Украине возрождаются социально-экономические феномены, свойственные историческому прошлому, в том числе отношения квазифеодализма. Так, современные квазипомещики создают в своих владениях квази — помещичью инфраструктуру: в той или иной форме огораживают от посторонних (обычно — горожан) не только собственную усадьбу, но и находящиеся в зоне влияния озера, леса, берега рек…

Жесткость надзора при огораживании различна — от использования сеток и заборов до выставления «постовых», а то и охоты на непрошенных гостей с использованием (как в случае с «сафари на двуногих» Лозинского) смертоносного оружия. Все более адекватным панскому (против чего восстал Б. Хмельницкий) феодализму становится современный стереотип поведения «незалежных» украинских помещиков. Как и в далеком прошлом, современные помещики — землевладельцы делятся на добрых и деспотичных. Добрые стараются подвластных сельчан приручить; они строят церкви (чтоб замолить свои злодеяния первоначального накопления), молодежные клубы; слегка меценатствуют; за работу на себя подвластному населению платят «по совести». Сельчане их любят — как любили на Руси в старые времена хорошего барина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: