Постчеловек — образ новой идентичности 0



Постчеловек — образ новой идентичностиВ чем заключается сущность того, что сегодня называют духовным, или антропологическим кризисом? О нем говорят давно. Впервые Эту проблему — потерю духовности — поставил Эразм Роттердамский в своей знаменитой «Похвале глупости». Это была эпоха меркантилизма, когда началось признание Кризиса схоластического разума, Отчужденность от новой жизни духовно-религиозного человека, отступившего перед наступлением и натиском всех тех, как казалось, аморальных недостатков, не отвечавших существующим христианским канонам (еще и сегодня осуждающимися, правда, большей частью лицемерно). Второй этап Стал переходом от Трудовой теории стоимости К концепции «экономического человека». Это означало иное измерение нового времени. «Экономический человек» — это результат, итог экономических революций XVII — XVIII вв. в Европе. Третий этап переход от человека гуманно-культурного к «постчеловеку», Что означает конец (смерть) «традиционной», ренессансно-просвети — тельской модели человека. И это действительно, смерть, но смерть Конкретноисторического типа человека, Скорее всего, его высшей формы, за сохранение которой и дальше всеми силами борются воспитанные на идеалах Просвещения педагоги, философы, культурологи, политики. Но реальность, опережающая себя через ускорение времени, не дает основания надеяться на улучшение этой ситуации, то есть оставаться в измерениях обычных ценностей. Вместе с тем привычное отходит в прошлое, и чем дальше, тем быстрее. Личность, за которую так долго боролась гуманистическая философия, трансформируется в Дельца (деятеля) в процессе экономизации бытия как следствия научно-технической революции, увеличения скорости и сложности социальных действий, опосредования личностных отношений предметным и материальным. В свое время Н. А. Бердяев отмечал несоразмерность человеческой души со скоростями, которых требует современная (ему) техническая цивилизация. По сути, она является Имперсоналистичес — кой, Поскольку не желает знать личность. Требуя активности человека, она не хочет преобразования его в личность. Делец — продукт Отчуждения (К. Маркс), Аномии (Э. Дюркгейм), преобразование закрытых (заповедями религии, нормами морали, канонами культуры) «теплых» обществ в Открытые (свободные и холодные, «цивилизованные»). По мере того как личность становится дельцом (деятелем), культура как регулятор социальных отношений заменяется Технологией, социотехникой, экономизмом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: