Понятие интерсубъективной среды 0



Понятие интерсубъективной средыПонятие интерсубъективной среды, используемое Т. Хопфом, не ново для социальной теории, оно присутствует в работах многих авторов, хотя и под различными названиями: «социальная база знаний» — у П. Бергера и Т. Лукмана, «дискурсивная формация» — у М. Фуко, «габитус» — у П. Бурдье, «паутина символических значений» — у К. Гирца, «жизненный мир» у Э. Гуссерля. Впрочем, какой бы термин ни применялся, очевидно, что речь идет о социально-историческом отрезке времени и пространства, в рамках которого, как предполагается, доминируют те или иные интерсубъективные значения. Для того чтобы быть понятым Другим, необходимо сначала идентифицировать Другого, понять, о чем он думает, чего он ожидает от тебя, и только после этого выработать механизм действия в его отношении. Эта схема когнитивной составляющей человеческого поведения была описана в рамках теории символического интеракционизма. То, что Дж. Г. Мид называл «общностью позиций», представляет собой когнитивную систему взглядов, в рамках которой индивид получает информацию о том, как реагировать на конкретную ситуацию; эта система взглядов, «по сути, декларирует релевантность того или иного образа мышления и адекватность тех или иных интерпретативных моделей». Со временем конкретные ситуации «обрастают» совокупностью таких типичных интерсубъективных отношений, установок, действий и представлений. Ч. Тейлор утверждал, что это наш язык порождает «мышление общими образами», в результате чего мы выстраиваем собственную реальность, которой не существует в том виде, в котором мы ее описываем. Он ссылается на высказывание К. Леви-Стросса, который доказывал, что язык сам по себе является продуктом человеческой потребности в упорядочении социальной жизни. Это утверждение коррелирует с точкой зрения Т. Хопфа о том, что люди, создавая идентичности вокруг себя (фактически — выстраивая собственные интерпретации внешнего мира), стремятся понять и сделать предсказуемым присущее реальности невероятное многообразие. Таким образом, идеи постструктуралистов и постмодернистов о конструируемом характере реальности были использованы конструктивистами. В том числе

Т. Хопфом. Они выводят из нее онтологическую посылку о том, что реальность не такова, какой она нам представляется, и что в то же время «не существует никакого иного знания о реальном мире, кроме того, что заключено в изобретаемых нами категориях»

При поддержке сайтов: http://technograd-spb.com и http://soccerinlife.com.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: