Понятие идентичность 0



Понятие идентичностьВ наше время понятие «идентичность» в круге социально-гуманитарных наук как правило не употребляется в его точном, логическом значении. Чаще всего, в частности в Украине последних двух десятилетий, его связывают с этнонациональной принадлежностью определенного человека или группы людей. Но так было далеко не всегда. Так, во многих древних обществах (Месопотамия, Финикия, Греция и т. д.) основной формой самоидентификации была государственно-городская (урукцы, тиряне, афиняне и пр.) или территориальная, обычно в пределах некоего относительно небольшого иерархически построенного государства (бактрийцы, каппадокийцы, фессалийцы), при наличии и более широкой, этно-культурно-языковой общности (шумеры, финикийцы, эллины в виде их трех основных ветвей: ионийцы, дорицы, эолийцы и пр.). В средневековой Западной Европе важнейшими видами самоидентификации людей были сословная (дворяне — духовенство — бюргерство — крестьянство) и конфессиональная (католики). Каждый человек идентифицировал себя с определенным сословным статусом и своим местом во внутрисословной иерархии (в феодальной иерархии, абстрагируясь от ее отличий в разных странах: короли — герцоги — графы — бароны — рядовые рыцари; в городской среде: патрицианская прослойка богатого купечества и ростовщичества — ремесленники-мастера — подмастерья; среди духовенства: папа — кардиналы — архиепископы — епископы — аббаты — кюре и рядовые священники и монахи).

Не меньшую, чем на средневековом Западе, роль сословная идентичность играла в традиционной Японии. Здесь на вершине социальной иерархии мы видим обожествляемого (как потомка главы пантеона — солнечной богини Аматерасу) императора-микадо с его многочисленными родственниками. В ходе реформ Тайки в середине VII в. император с его образованными советниками совершил социально-экономические и политические преобразования с ориентацией на китайскую модель того времени. В частности, коренным образом было ослаблено могущество княжеских домов при повышении статуса образованных чиновников.

Но следующие по статусу за императором князья становятся фактически самостоятельными властителями после провала попыток монгольского великого хана (богдыхана) Китая завладеть Страной восходящего Солнца в конце XIII в. На службе у них находились самураи — аналог западноевропейского рыцарства, но наиболее близкие по социальному положению (но не политической влиятельности и морали) к польской шляхте. Ниже в сословном плане стояли торговцы, ремесленники, люди свободных профессий — в городах и далее — крестьяне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: