Осмысления природы этноса в социально-экономическом ключе 0



Осмысления природы этноса в социально-экономическом ключеНовым импульсом осмысления природы этноса в социально-экономическом ключе стала введенная в советскую науку Ю. И. Семеновым категория «социальный организм», определенная им в качестве центрального понятия исторического исследования. Им было теоретически обосновано положение о том, что «история и есть наука о развитии социальных организмов», а сама конкретная история человечества — процесс «возникновения, развития и гибели множества социальных организмов», находящихся между собой в постоянном взаимодействии. Социальные организмы понимались названным ученым как автономные жизнеспособные социально-политические образования (типа древневосточных «номовых» городов-государств, античных полисов, древнерусских княжеств) и возникающие на их основе более крупные государственные образования с их последующими модификациями. Каждое из них характеризуется в качестве «отдельного, единичного общества», «самостоятельной единицы социального развития». Однако четкие критерии для определения этой «отдельности», «единичности» и «самостоятельности» им не приводятся.

Справедливости ради следует отметить, что понимание общества по аналогии с организмом еще в конце XIX в. было не только предложено, но и детально разработано английским философом-эволюционистом Г. Спенсером. Одна из глав его «Оснований социологии» прямо называется «Общество есть организм». В сжатом виде эти идеи изложены в его «Синтетической философии». Такой высокообразованный ученый, как Ю. И. Семенов, не мог этого не знать, но названного британского мыслителя в своих статьях он не упоминает. Цензурными соображениями этот факт объяснить трудно: Спенсер в Советском Союзе запрещен не был, хотя как позитивист и считался идейно чуждым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: