Обострившаяся в эпоху империализма борьба за передел мира 0



Обострившаяся в эпоху империализма борьба за передел мираНе последнюю роль в ускорении этих процессов играла и обострившаяся в эпоху империализма борьба за передел мира, когда особенно Британской империи с ее островным положением, постоянным дефицитом не только природных и человеческих, но и продовольственных ресурсов приходилось вести тяжелую борьбу уже не столько за завоевание новых, сколько за удержание старых колоний, причем с использованием наемных военных контингентов из числа своих колониальных подданных. Также давление американского империализма, стремившегося усилить свое влияние и присутствие в Индии, вынуждало английскую администрацию и центральное правительство Британии, все больше осознававших невозможность чисто силовыми методами управлять такой огромной страной, к большей лояльности и толерантности по отношению к процессам национального возрождения собственно капиталистического типа. Наконец, опять-таки, нельзя сбрасывать со счетов появление в самой Британии мощной социально-романтической духовной оппозиции не только по отношению к утилитаризму и гедонизму классически индустриального способа производства, но и к принципам функционирования капитализма эпохи уже не просто колониализма, а мирового империализма (о причинах возникновения которого будет сказано ниже). Благодаря этой оппозиции практически все выдающиеся мыслители Индии и Китая конца XIX — середины XX вв. (между прочим, как правило, получившие блестящее образование в Британии и других европейских странах), смогли приобщиться к духовной сокровищнице европейской культуры не только Нового, но и Новейшего времени. Причем представители западных элит вышеуказанного типа (в том числе и выдающиеся представители социальной романтики в США) не только всячески поддерживали национальных лидеров Востока и Азии, но и стремились внедрять и развивать в колониях современную систему европейского образования и просвещения. Более того, вследствие постепенно усиливающейся деградации классически буржуазной протестантской этики, достигшей сегодня в западной цивилизации своего апогея, под лозунгом возврата к более гуманному до — индустриальному прошлому западноевропейские интеллектуалы начали проповедовать своеобразный культ Востока (и одновременно, так сказать, в пику капиталистической бездуховности романтическую же идеализацию своего собственного средневековья).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: