Национальный реализм 0



Национальный реализмНациональный реализм раскрывается при собственно научном, позитивном подходе к этнонациональной проблематике, вопросам национальной идентичности и ее ценностного коррелята. Он естественен для этнографов (этнологов), историков, археологов, антропологов (в узком значении слова «антропология» — как науки, занимающейся физическим обликом и костными останками людей), социологов, политологов и пр. Присущ он и некоторым мыслителям, работающим на грани философии и науки — как, например, в эмиграции

Г. П. Федотов — автор многогранный. Свое понимание народа, его идентичности и культуры он выражал в публицистической форме, но на глубоком философском основании, с широким привлечением исторических, культурологических, социологических, литературных и прочих данных. Его серьезные работы, посвященные национальным проблемам, относятся к годам пребывания в эмиграции (Россию он покинул в 1925 г.). Его все больше интересуют теоретические вопросы сущности нации и ее жизни, в соотношении, прежде всего с культурой и верой, причем две последние в его сознании неразрывно связаны. В статье с характерным названием «О национальном покаянии» (1933) (тема, присутствовавшая во время Революции и Гражданской войны у Вяч. Иванова; спустя годы ее снова поднимет А. И. Солженицын) рассматриваемый мыслитель пишет, что человек без Бога не может оставаться человеком, что «обезбоженный человек становится зверем — в борьбе — или домашним животным — в укрощенной цивилизации». Поэтому культура, понимаемая как религиозно одухотворенный «сгусток накопленных ценностей — замедляет процесс бестиализации обезбоженного человека, задерживает его в этических, эстетических планах человеческой душевности. Вот почему слабость культурной прослойки в русской жизни беспощадно оголяет зверя. Прошедший через революцию русский человек быстро теряет не только национальное, но и человеческое лицо». Причем согласно убеждениям цитированного автора для признания «религиозного смысла национальной идеи необходимы две предпосылки. Первая — религиозный смысл культуры… Вторая — множественность культурных “путей спасения”, чему соответствует одаривание апостолов Св. Духом на Пятидесятницу способностью говорить на любых языках». Этому утверждаемому Церковью положению Г. П. Федотов, как до него — Е. Н. Трубецкой, придает особое значение. Оно догматически гарантирует возможность для каждого народа, сохраняя свое национальное лицо («язык»), полноценно войти в жизнь вселенского христианства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: