Национальные чувства 0



Национальные чувстваНо в напряженной обстановке рубежа 20—30-х гг., в условиях Мирового экономического кризиса и последовавшей за ним депрессии Г. П. Федотов стал воспринимать национальные чувства более критически. В статье «Сумерки отечества» (1931) он открыто говорит о том, что «война нашего времени» «питается по преимуществу национальными страстями». И продолжает: «Что составляет роковую особенность национального чувства, так это глубокая сплетенность в нем отрицательных и низменных аффектов с самыми благородными и высокими. Отечество или родина для большинства европейцев наших дней является единственной религией, единственным моральным императивом, спасающим от индивидуалистического разложения… Величие родины оправдывает всякий грех, превращает низость в геройство…». «Горе не в природе национальной жизни, а в современных формах, в болезни национального сознания», оторвавшегося от «христианского лона культуры» и потому все более склоняющегося к насилию. Подобные мотивы были характерны уже для В. С. Соловьева.

Примечательно, что о «предстоящей войне», которая «станет исправлять недоделанное в Версале», Г. П. Федотов уже тогда писал как о чем-то само собой разумеющемся. При этом он отмечал: «Что может привести в отчаяние политика-националиста, так это неустойчивость и капризность национального чувства. Оно то расширяется, то сужается на протяжении кратких отрезков времени», что, добавим, ясно видно на примере России и Германии, переживших национальный подъем в 1914 г. и национальное разложение в конце войны. Аналогичным образом оно потерпело крушение и в странах-агрессорах к концу Второй мировой войны, прежде всего в Италии, а затем и в Германии; дольше всего оно, очевидно, в силу древних и чрезвычайно своеобразных традиций, удерживалось в Японии. Примечательно, что в процитированной фразе слово «политик-нацио — налист» — понятие заведомо негативное. Далее такая оценка высказана еще более выразительно: «Национализм нашего времени, обеднев духовно, защищает не идеалы, а интересы наций, то есть государств». К сказанному можно добавить, что сегодня он не защищает и этого, а выступает лишь прикрытием комплекса неполноценности рвущихся к власти и деньгам политиканов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: