Национальная тема в трудах русских философов эмиграции 0



Национальная тема в трудах русских философов эмиграцииИдея «коллективной», «высшей», «симфонической» личности (Л. П. Карсавин), как и ее синонима — «коллективного субстанционального деятеля», трактуемого в качестве надчеловеческой личности (Н. О. Лосский), даже «соборной личности» как понимаемого онтологически бого-церковного субстанционального начала (в первичном виде — у А. С. Хомякова, подробно разработана С. Л. Франком) неприемлема для каждого, кто уважает человеческую личность как самоценное и свободное начало, укорененное в сакральной, трансцендентной бездне бытия. Об этом не уставал писать Н. А. Бердяев, особенно в свои последние, послевоенные годы (он умер в 1948 г.). Так, в своей последней большой работе, вышедшей через год после смерти автора, «Царство Духа и царство кесаря», он акцентирует внимание на трудности вопроса «о реальностях, которые не могут быть признаны личностями», в первую очередь — на единстве человечества и национальном единстве. «Единое человечество не есть существо, не есть личность высокой иерархической ступени; оно не имеет экзистенциального центра, не способно в своей сверхличной реальности к страданию и радости. Но единое человечество не есть только абстрактная мысль, Специально основам русского мировоззрения и русской философии как его выразительницы С. Л. Франк посвятил специальный очерк, представляющий собою расширенный вариант его доклада, прочитанного в Берлине 25 мая 1925 г. Философ исходит из того, что особенностями русского мышления являются, во-первых, интуитивизм — «оно изначально основывается на интуиции», тогда как понятийно-логическое познание представляется ему пусть и не второстепенным, но схематичным, неравнозначным полноте жизненной истины (в чем он близок к Н. О. Лосскому, оказавшему на него большое влияние еще в дореволюционный период); во-вторых, мировоззренческая направленность — ее суть не в беспристрастном теоретическом познании мира, а в «религиозно-эмоциональном толковании жизни». В этом смысле примечательно утверждение: «У истоков русской философии, в конце XVIII века

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: