Национальная проблематика 0



Национальная проблематикаНациональная проблематика сдвигается на периферию общественной жизни в том смысле, что этническая партикулярность, сохраняя и развивая свое содержание, выводится из актуального политического дискурса и политической практики как основа этнонационалистического развития. Именно эта тенденция национальной и государственной будущности страны должна быть доминирующей в государственной идеологии. Это важно потому, что там, где традиция государственности не обеспечивала укрепления национального единства, чувства сопричастности к национальному обществу и государству всех групп населения на локальном и региональном уровнях твердым и устойчивым каркасом, локальная и региональная идентичность редко перерастала в общенациональную, «в современный национальный патриотизм» В рамках другого направления исследований поднимаются проблемы, отражающие в целом несовпадение, известный дисбаланс между нацией, культурой и идентичностью. При этом речь идет, как правило, об усилении регионализма, представлений об особом пути этнонационального развития, подчеркивается значение идеологии сообщества, основывающейся на идее общего происхождения, особых формах коммуникативных стратегий, важности пространственно-временных связей. В этом случае понятие «народ» соотносится с понятием «этнос». Подобные тенденции особенно сильны там, где правительства слабы, а поиск социальной, культурной, этнической, гуманитарной безопасности переносится на уровень сообщества. Общая групповая принадлежность, религия, социальные нормы и ценности, передаваемые через семью, имеют возможность сохраняться. Известная этнокультурная сегментированность таких национальных обществ способствует развитию дезинтегративных тенденций как на горизонтальном уровне, т. е. во взаимоотношениях с аналогичными образованиями. Как правило, подобные стратегии развития характерны для групп меньшинств, национальное «этническое» большинство которых, либо имеет собственное национальное государство, либо имеет статус нации, «влиятельной» этнической группы в границах другого государства.

С данной точки зрения «границы современного государства произвольны и нестабильны. Эта произвольность и нестабильность проистекают из того факта, — подчеркивает И. Валлерстайн, — что государства появляются как результат социального творчества. Для устойчивого существования они нуждаются в некоем обруче. Таким обручем является национализм. Границы государства — это юридические и политические образования. Границы нации — это социально-психологические образования. Они пролегают там, где в них непосредственно есть потребность».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: