Любое мы как этнонациональное и политическое 0



Любое мы как этнонациональное и политическоеЛюбое «мы» как этнонациональное, так и политическое, религиозное и пр. (в сущности, начиная с первого класса школы, если не с группы в детском саду или конкретной семьи) формируется, существует (развивается) и распадается, гибнет. Это применительно к отдельным народам, государствам и культурно-цивилизационным единствам рассматривали Ибн — Халдун, Дж. Вико, Г. В. Гегель, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, Л. Н. Гумилев и ряд других масштабных мыслителей. В то же время, если стоять на последовательных персонали — стических позициях, подобно Н. А. Бердяеву, Э. Мунье или К. Ясперсу, личное «я» непосредственно укоренено в сакральной бездне и в этом отношении как личностный дух неуничтожимо, а значит, бессмертно и вне — временно — вечно. Но в чем же тогда состоит это «конкретное индивидуальное существо» живой соборной личности? Если сознание мы устраняем, а об уникальной душе или духе говорить не приходится, поскольку у всех представителей соборной общности, в силу показанной выше логики, единое соборное содержание, то остается бессознательное. Конечно, тут можно вспомнить о коллективном бессознательном К. Г. Юнга, но С. JI. Франк его не упоминает, к тому же и сам названный швейцарский психоаналитик о национальном коллективном бессознательном как объективной основе психологии («духа») нации не пишет. Коллективное бессознательное у него относится не к национальному, а к общечеловеческому, конкретизируясь по типам как «западное» (экстравертированное) и «восточное» (интравертированное). Как уже было отмечено выше, идеи С. JI. Франка относительно соборности как некоего трансцендентного начала народа, понимаемого в качестве личности, прямо перекликаются с учением о «коллективной личности» как «деятельной субстанции» Н. О. Лосского и Л. П. Карсавина. Не исключено, что последние, в частности Карсавин своей работой «Философия истории» (вышедшей в 1923 г., но в основе подготовленной еще в России до его высылки в 1922 г.), оказали на Франка большое влияние. Близкие идеи высказывались и Лосским также до его высылки из России в том же 1922 г., но систематическое развитие они получили у него позднее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: