Культурно-плюралистические общества 0



Культурно-плюралистические обществаЭ. Геллнер обращает внимание на то, что культурно-плюралистические общества в прошлом зачастую так хорошо функционировали, что культурный плюрализм находили даже там, где его раньше не было. Однако большинство современных ученых, по словам У. Кимликки, «оперируют в основном идеализированной моделью полиса, в котором граждане разделяют общее происхождение, язык и культуру. Идея этнокультурной гомогенности национального общества является в этом случае доминантной. Для достижения национальной гомогенности осуществлялись следующие политики: уничтожение меньшинств, массовые этнические чистки, геноцид, ассимиляция и навязывание религии, культуры, языка большинства» В контексте проблемы глобализационных трансформаций также интересен опыт Турции. Так, по мнению, профессора университета Сабанчи, основателя Стамбульского Центра политических исследований А. Эвина, Турция, будучи классической моделью государства с восточным типом управления, бросает вызов тезису о невозможности установления западной демократической модели общества в таком государстве. Главный вопрос возникает здесь по линии изменения национальной идентичности — как быстро население Турции сможет воспринять индивидуалистическую кулыуру свободы личности, будучи классической, традиционной мусульманской страной? А. Эвин считает, что в Турции уже сейчас можно обнаружить значительно больше индивидуализма европейского типа, нежели в Иране или в странах Магриба. Причем индивидуализм понимается скорее как цель социального проекта, а не как фундамент. Что касается религии, то ее роль, по его мнению, будет смещаться от того, чтобы быть единым для всех обязательным законом, к тому, чтобы быть личным делом каждого. Общественное мнение страны приучается к тому, что вопрос веры — это сфера личной жизни человека, неподконтрольной государству и обществу. По наблюдениям ученого, индивидуализм постепенно утверждается в Турции. Как результат таких изменений в социальных настроениях общества, которые не могут не повлиять и на национальную идентичность. Можно отметить, что приблизительно семьдесят процентов населения страны хотят вступить в ЕС. Даже термин «европеизация» в отношении Турции сейчас воспринимается совершенно органично и не оценивается как ущемление турецкой идентичности и культуры. Хотя следует сказать, что последние события, связанные с экономическим кризисом в раде европейских стран, способствовали увеличению числа сторонников евроскептицизма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: