Конфуцианская этика 0



Конфуцианская этикаЕсли же говорить о так называемой конфуцианской этике, которая будто бы является подоплекой экономического взлета современного Китая, то в действительности именно неоконфуцианство стало официальной идеологией Китая на этапе его полного цивилизационного упадка и деградации, когда основные постулаты данного, почти антирелигиозного философского учения трансформировались из когда-то гуманистических принципов человеколюбия и сыновней почтительности в идеологический механизм консервации исторически отживших экономического уклада и образа жизни. Конфуцианские ученые «шеныии» превратились в то, что М. Вебер называл неконструктивной бюрократией, характеризующейся безграничным ритуализмом, который, начиная с эпохи упадка цивилизации в Китае (приблизительно с XIII—XIV вв.), связан с колоссальной регламентацией всей общественной жизни, жесточайшим блокированием любых форм социальной мобильности по вертикали и горизонтали, невиданной коррупцией и изощренной жестокостью по отношению к представителям низов.

Конечно, легизм далеко не случайно был взят в качестве духовного предтечи маоизма в противовес «буржуазному» конфуцианству. Он действительно лучше подходил для освящения традицией «марксизма с китайской спецификой». Именно в силу архаичности этого учения, связанного с формированием культа императора во времена становления китайского централизованного государства (конец III в. до н. э.) он содержит вполне «прототалитарные» императивы социального бытия. Речь идет о принципах тотального доносительства, коллективной ответственности за часто мнимые злодеяния, идею устрашаюше жестокого наказания за малые проступки, взаимное натравливание функционеров всех уровней власти и т. д2. Однако, как справедливо отмечает JI. Васильев в своей наиболее значительной работе «Культы, религии, традиции в Китае», неоконфуцианский идеологический канон вобрал в себя многие реакционные идеи легистской политической доктрины. На основе воистину антипротестантской «конфуцианской этики» культивировались императивы предельной аморальности, основанной на безграничной догматизации, подавления инакомыслия и творческой инициативы (пассионарности), что, собственно, и воспрепятствовало капиталистической модернизации на собственной основе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: