Коммунистическая идеология 0



Коммунистическая идеологияКроме того, коммунистическая идеология и в своих обрядах (мавзолеи и массовые шествия, создание своего пантеона «святых», строго разработанный ритуал поклонения им при жизни и после смерти); и в программных документах, которые всегда приобретают форму катехизиса, утверждении абсолютных ценностей, исключающих все иные версии смысла жизни как еретические; и в стремлении создать свой моральный канон типа десяти заповедей — «моральный кодекс строителя коммунизма»; и, наконец, в утопическом эсхатологизме, провозглашении наступления коммунистического рая на земле, при котором царство свободы придет на смену царству необходимости, безусловно типологически родственна религиозному мировосприятию. Уже не говоря о таких содержательных параллелях христианского и вульгаризированного марксисткою коммунизма, как уравнительность, мессианизм определенного народа (класса), оценка буржуазии как своего рода воплощенного антихриста, представление о грядущем пришествии Христа и Армагеддоне или Апокалипсисе, четко корел — лирующемся с идеей мировой революции, и даже фанатичная нетерпимость к любым ересям, которые караются даже более жестоко, чем иноверие. О религиозно-мифологическом измерении марксизма, как известно, писали многие выдающиеся представители российской религиозной философии, в том числе С. Булгаков и Н. Бердяев.

Причем подобно нацистскому тоталитаризму с его откровенно сатанинским мистицизмом либеральный тоталитаризм, культивирующий свои специфические идолы и фетиши, в противовес библейскому призыву все — таки превращает в своего бога именно мамону (вспомним гениальную социально-романтическую критику денежного фетишизма, капитала как формы тотального отчуждения человека как личности от своего труда и превращения его в абстрактную «рабочую силу», такую же одномерную, как и коммунистический пролетарий-винтик огромного государственного механизма). В таком случае трудно не согласиться с К. Гаджиевым, который заявляет: «По-видимому, называя XX столетие “веком идеологии”, мы допускаем определенное упрощение ситуации. Дело в том, что господствовавшие в этот период основные идейно-политические течения — марксизм, национал — социализм, либерализм и т. д. — функционально выполняли, в сущности, ту же роль, что и великие религиозные системы — католицизм, протестантизм, ислам и др. — в прошлом. С данной точки зрения они являются своеобразными секулярными религиями. Но религиозное начало проявлялось в них по-разному и в разных дозах»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: