Классический пример религиозной идеологизации 0



Классический пример религиозной идеологизацииКлассический пример религиозной идеологизации — ситуация на постсоветском пространстве (в частности в той же России) в первые десятилетия так называемого духовно-религиозного возрождения, которую исключительно позитивно оценивает С. Хантингтон. По сравнению с советским периодом в первые годы постсоветской демократизации резко возросло число верующих, причем особенно среди молодежи. Еще больше количество так называемых воцерковленных, то есть тех, кто, не проявляя религиозной активности, считают религию важнейшим фактором, обеспечивающим синтез индивидуальной и социальной идентификации. Причем речь идет не только о христианах, но (часто в еще большей степени) представителях иных конфессий. Так, среди москвичей-татар «большинство опрошенных редко посещают мечеть, не знают пяти столпов ислама, составляющих основу мусульманской религии. В то же время… 80 % опрошенных видят в религии основной этноконсолидирующий фактор, и если и не посещают мечеть, то внутренне считают себя мусульманами. Подобное мы видим в отношении к религии в Татарстане, где при достаточно поверхностной религиозности религия становится выражением национального самосознания». Причем «пропаганда рационализма и атеизма, пронизывавших все образование и воспитание в советском обществе, сменилась широкой пропагандой различных религий, религиозных течений и верований как панацеи от бездуховности и бесчеловечности». Более того, «в обращении к религии весьма сильна общественная мотивация: желание принадлежать какому-нибудь большому социальному целому — народу, стране, Родине. В понимании россиян церковь — большая и сильная структура, способная заменить распадающуюся державу». Однако этот же автор отмечает, что религию как новую форму идеологии активно использует бывшая партноменклатура, оседлавшая «командные высоты» в якобы посттоталитарном обществе постсоветского типа, и фактически добивающая эту же «державу». Поэтому неслучайно, что стремительное возрастание удельного веса религии в массовом сознании не просто зачастую носит формальный характер и прекрасно уживается с антисоциальными явлениями, но и ведет к экстремистским формам религиозного фундаментализма в поведении, казалось бы, искренне верующих — не только прихожан, но и священнослужителей — и соседствует теперь уже с идеологией «рыночного фундаментализма», то есть, по сути, либерального тоталитаризма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: