Казацкие этнические конгломераты 0



Казацкие этнические конгломератыКазацкие этнические конгломераты формировались в основном стихийно на окраинах восточнославянского мира как его защитный кордон. В этот период еще не было четко выраженных, устоявшихся национальных языков и этнических образований в виде русского, украинского, белорусского народов; не было и стабильных государственных структур (за исключением вставшей на ноги Московии). Речь идет о таких аморфных поначалу общностях, как запорожские, донские и терские, а затем — уральские (яицкие), кубанские, сибирские, забайкальские, амурские казаки. Этнически они себя не идентифицировали с указанными выше тремя народами. И это характерно даже для поздней истории казачества. В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» донцы подчеркивают, что они — особый народ и не хотели бы, чтобы их путали с «вонючей Русью». Но, при этом, казаки «напрямую» идентифицировали себя с восточнославянско-православной общностью. И это, к сожалению, дает повод некоторым авторам полностью «денационализировать» их, прибегая к крайним и, прямо скажем, лживым суждениям. Вот, к примеру, одно из таких суждений, относящихся к запорожцам: «Миф распри (между русскими и украинцами) был подхвачен нерусской “казачьей ордой” Запорожья, состоявшей из беглых босяков и ворья — поляков, татар, армян, черкесов, мадьяр… Эти орды, живущие по принципу “сабля приносит больше барыша, чем хозяйство”, ничем не отличались от татарских орд ни по своей свирепости, ни по отсутствию какой-либо культурной основы своей общности». Воспетая Н. В. Гоголем Запорожская сечь характеризуется как «сброд, которому сильное русское государство мешало вольно жить и грабить русских пахарей и русских ремесленников, разорять русские города и поместья». Но ведь непредвзятому исследователю, мало-мальски знакомому с историей запорожского казачества, не нужно пояснять, что вышеназванный «сброд» был в своей основе славянским. Не армяне и мадьяры составляли преимущественно его массу, а украинцы, и, в известной степени, также русские и белорусы. И главные ценности у них были такие: православная вера (святой крест), бесшабашный разгул (в мирное время) и, конечно, товарищество, солидарность. Все это, прежде всего — православие, отнюдь не армянские или мадьярские ценности. Авторы отмечают глубокую религиозность казаков, многие из которых, отслужив на Сечи, уходили в православные монастыри.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: