Идея рассмотрения народа как интегральной личности 0



Идея рассмотрения народа как интегральной личностиИдея рассмотрения народа как интегральной личности (коллективного субъекта) не нова. Она высказывалась не только метафорически («Для меня народ — одна великая личность» — М. П. Мусоргский), но и философски обосновывалась в трудах Н. О. Лосского, Л. П. Карсавина и некоторых других философов. Современная этнопсихология в лице рада ее лучших представителей рассматривает народ как единую психоинформационную систему, для которой справедлива та же типология, что и для отдельных человеческих особей. В частности, К. Г. Юнг считал, что «душа народа есть лишь более сложная структура, чем душа индивида».

Системный подход к народу и научно обоснованная этнополитика возникают лишь в пору обретения им независимости и государственности: народ становится в полном смысле субъектом истории, самоорганизующейся системой, целостным разумным организмом. Растет понимание того, что экономические и другие беды коренятся не в нехватке энергоносителей, опыта и умных трудолюбивых работников, а в нехватке интегрального (системного) разума — отсутствии здравого смысла, логики в выработке и реализации продуманных решений на всех уровнях, неумении отбирать и использовать лучшие идеи и лучших одаренных людей. У народа пробуждается интуиция — ощущение больших невозвратных потерь от недостатка коллективного разума, недоиспользования своих потенций, особенно на государственном уровне. Но одной интуиции мало — нужно ввести в научный оборот понятия этнического интеллекта и менталитета, изучить их механизмы. В период информатизации общества и развития социальной инженерии они становятся одними из ключевых понятий не только этносоциологии, но и всего обществознания. Речь должна идти о тонкоматериальном мире этноса, включающем и его «ауру». Растет понимание того, что важно учитывать не только видимый (материальный) организм нации, т. е. живущих ныне людей, но и ее тонкоматериальное «тело», куда входят и… мертвые. Ушедшие в небытие наши отцы, деды, пращуры невидимо остаются среди нас в «тонком теле», причем активно работают, помогая нам решать наболевшие проблемы. Прежде всего, это относится к великим предкам, идеи, помыслы, дух которых — в нашей памяти. Это особенно заметно в трудные, переломные моменты жизни нации. В тяжелый период войны даже И. Сталин «вспомнил» об Александре Невском, Дмитрии Донском, Александре Суворове, Михаиле Кутузове, Богдане Хмельницком. Были пущены в ход соответствующие лозунги, введены «именные» ордена и т. д. И разве не живут среди нас — украинцев — идеи, помыслы, дух Тараса Шевченко?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: