Идеологи национальной идеи 0



Идеологи национальной идеиБолее того, идеологи национальной идеи радикально переосмысливают мифы, в содержание которых вносятся дополнительные, даже относительно античных трактовок, смысловые мотивы. То есть в действительности в этом случае мы имеем дело с сознательной модернизацией первобытного мифа, приписыванием ему смысловых характеристик, в принципе несовместимых с архаическим стилем миропонимания и бытия (вспомним хотя романтическую героизацию античного мифа о Прометее). В качестве классического примера также можно привести мифологические сюжеты, взятые Р. Вагнером для своих опер, или даже общеизвестный пример так называемых творений легендарного Оссиана, на самом деле являющихся сознательной художественной стилизацией, так сказать, подделкой под старину, подлинное современное авторство которых некоторое время не могли установить даже специалисты в области стремительно развивавшейся в эпоху «Весны народов» этнологии. «Постоянное взаимодействие литературы и мифа протекает непосредственно в форме “переливания” мифа в литературу и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века — через научные концепции мифологии, эстетические и философские учения и фольклористику. Особенно активно это взаимодействие совершается в промежуточной форме фольклора».

В то же время для классических религиозно-философских систем Востока действительно характерна особая мифологическая окрашенность, что не оказало существенного влияния на их цивилизационную идентичность, вполне сопоставимую с развитыми монотеистическими системами Запада. Здесь нет ничего от таинственной и непостижимой «восточной души». Дело в том, что согласно предлагаемой нами концепции стадиального развития Востока раннесредневековые Индия и Китай, пережив в неразвитой, «стертой» форме систему раннеклассового поголовного рабства, ставшего классическим в древних Египте и Шумеро-Вавилонии, и классического рабовладения, адекватного эталону античного антропоморфного политеизма, сразу как бы перескочили две стадиальные ступени вверх — к отношениям зрелого землевладения. Отсюда и своеобразная мифологическая окрашенность китайской и индийской философии, особый пантеизм которой связан с созданием именно на основе общинно-родовой мифологической символики мировоззренческих моделей, беспрецедентно сложных по уровню своей теоретической абстрактности, способности к целостному видению природной и социальной реальности. В целом можно сделать концептуальный вывод о том, что «Отсутствие связи между мифом и обрядом может быть только кажущимся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: