Идентичности служат средством категоризации людей 0



Идентичности служат средством категоризации людейИдентичности служат средством категоризации людей на основании присущих им характеристик. Эти характеристики обусловливают тот или иной тип постижимого другими людьми поведения. Так, например, С. Мо — сковичи, чьи теоретические разработки когнитивного аспекта идентичности широко использовал Т. Хопф, отмечал, что идентичности «конвенционали — зируют», т. е. придают общепринятый смысл объектам, лицам и событиям, с которыми мы вступаем в контакт. Иначе говоря, идентичности упрощают и гомогенизируют окружающий нас мир, выражая незнакомое на понятном нам языке и делая его знакомым. Приписывая кому-либо определенную идентичность, мы представляем его членом группы, которой, по нашему мнению, присуща совокупность конкретных дискурсивных практик. По словам С. Московичи, использование классификационной схемы в процессе идентификации позволяет в малопонятном или труднообъяснимом поведении выделять набор действий, поддающихся интерпретации с точки зрения ассоциируемых с ними намерений и мотивов. Именно идентичности, или, как их называет Московичи, «социальные представления», а не рациональные мотивации, желания или установки обусловливают выбор индивида и его реакцию на других. П. Бергер и Т. Лукман в свое время высказали мысль о том, что человек испытывает онтологическую уверенность от сознания того, что его собственная идентичность, пусть даже не до конца осознанная им самим или изменчивая, все же так или иначе воспринимается Другими. Иными словами, даже те индивиды, чья идентичность не является стабильной, испытывают ощущение упорядоченности социальной жизни, благодаря способности окружающего их общества категоризировать их Для социальных теорий, в том числе конструктивизма, важно разграничение между понятиями объективной внешней реальности и значимой интерсубъективной реальности. В качестве иллюстрации этого разграничения Т. Хопф приводит тот факт, что человек стандартно прибегает лишь к весьма ограниченному набору действий в отношениях с другими людьми — вербальных и невербальных — из тех, что в реальности или потенциально могут находиться в нашем распоряжении. Это объясняется тем, что выбор индивидом тех или иных средств коммуникации в значительной степени ограничен и предопределен дискурсом социальной когнитивной структуры, в рамках которой конкретный человек действует на практике. Подобная ограниченность возможностей выбора хотя и воспринимается индивидом как объективная реальность, фактически таковой не является — это продукт интерсубъективной среды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: