Идентичность является относительно ограниченной фиксированной категорией 0



Идентичность является относительно ограниченной фиксированной категориейТаким образом, идентичность является относительно ограниченной, фиксированной категорией, хотя границы ее постоянно расширяются. Самосознание индивида в эпоху модерна обращается уже не столько к традиции, сколько к себе самому, и посредством рефлексии все больше и больше отходит от традиции. Личность начинает сама себя конструировать, строить, делать и переделывать, выбирая образцы для подражания, подчас никак не связанные с традиционными ценностями. При этом социальная ориентированность на Другого сохраняется и усиливается. Стабильная, признанная идентичность не может быть выстроена без «оглядки» на Другого. В рамках модерна, в отличие от постмодерна, еще очень сильна связь взаимодействия с социально определенными ролями, ценностями, нормами и обычаями, установками и ожиданиями, которые личность «должна выбирать и репродуцировать, чтобы достичь идентичности в сложном процессе взаимного признания»1. В этом смысле Другой является составной частью идентичности и, следовательно, направленность на Другого является характерной и необходимой чертой личности позднего модерна. В отечественной литературе данная тематика разрабатывается в том же направлении, хотя и в других терминах (как социальная обусловленность личности). Установление личностной идентичности невозможно в границах самой личности, оно находится в прямой зависимости от других. Можно допустить, что именно во времена модерна идентичность становится проблемой и для личности, и для теории. Появляется определенная напряженность как между различными теориями идентичности, так и внутри самой индивидуальности отдельной личности — беспокойство и тревога, становящиеся неотъемлемой частью опыта современного человека, начинают свидетельствовать о распаде ее единства. Становится возможным отделять «ложную» идентичность от «истинной». Поскольку идентичность имеет социальную природу, то рано или поздно осознается и ее конструктивная составляющая и, следовательно, возможность изменять и модифицировать эту идентичность по своему желанию. Происходит осознание того, что человек сам может изменить свою природу, стать другим, «сделать себя». Однако — и это, на наш взгляд, поразительнее всего — возможно не только «сконструировать» подлинную идентичность в акте рефлексии и свободного выбора, но и «привить» ложную: пара-религиозные секты, скинхеды, ша — хиды и т. п.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: