Идентичность восточнославянских народов 0



Идентичность восточнославянских народовВопрос об идентичности восточнославянских народов встал в 40-х гг. XIX в. практически одновременно в Москве (причем кирилло-мефодиевцы в гораздо большей степени, чем московичи), те и другие определяли эту идентичность как славянскую. Разница между ними состояла в первую очередь в том, что для русских славянофилов понятия «славянство» и «русский народ» были почти тождественными, тогда как кирилло-мефодиевцы четко различали отдельные славянские народы, определяя особую миссию для украинского. Подспорьем в этом им были филологические работы их старшего современника и друга М. А. Максимовича, разработавшего классификацию славянских языков с выделением в качестве особого языка — украинского (малороссийского). Украинское славянофильское движение фактически погибает с арестом ведущих деятелей кирилло-мефодиевского братства (1847 г.), но в России оно продолжает развиваться, постепенно трансформируясь в почвенничество, достигая в теоретическом отношении своего апогея в лице Н. Я. Данилевского. В славянофильском духе, но на гораздо более высоком философском уровне, чем собственно славянофилы и почвенники, работал ранний В. С. Соловьев, впрочем, со временем разочаровавшийся в славянофильско-почвен — нических идеях. Альтернетивную славянофильско-почвеннической концепцию русской идентичности выдвинул К. Н. Леонтьев, противопоставивший ей идею «византинизма», в сущности — Восточнохристианской цивилизации, духовную основу которой составляет православие. «Византинизму» в современном мире причастны многие славянские народы (болгары, македонцы, сербы, черногорцы, украинцы, русские, белорусы), но также и неславянские (греки, румыны с молдаванами, грузины, армяне). В теоретическом отношении концепция «византинизма» после ее создания и до самых последних лет фактически не разрабатывалась, но практически на общих с К. Н. Леонтьевым позициях стоят многие церковно-православные мыслители.

Среди западных теоретиков понятием «Восточнохристианская цивилизация» пользовался А. Дж. Тойнби, а, в последнее время (применительно к современности под названием «Славянско-Православная цивилизация»), С. Хантингтон. На рубеже XX—XXI вв. эта идея актуализировалась в работах ряда авторов России и Украины. В самые последние годы она была осмыслена донецким философом Д. Е. Музой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: