Этническая иерархия 0



Этническая иерархияЭтническую иерархию наблюдаем и в Древнем мире (шумериец — урец, урукец, ниппурец, лагашит и пр., финикиец — тирянин, сидонянин и пр., эллин — иониец, дориец, эолиец, если иониец — милетянин, эфесец, фо — кеец, если дориец — спартанец, коринфянин, мегарянин и пр.) и в Средневековье (немец — шваб, баварец, саксонец или гамбуржец, бременец и пр., итальянец — флорентиец, венецианец, генуэзец, неаполитанец и пр., русич — киянин, новгородец, галичанин, полочанин и пр.). Во многих цивилизациях видим и религиозно-конфессиональную иерархию (индуист — вишнуит или шиваит, буддист — последователь махаяны или хинаяны, христианин — католик, протестант с последующим подразделением на лютеран, кальвинистов, баптистов и пр., или православный, мусульманин — суннит или шиит). Но в других имеем дело со взаимодополняющим переплетением отдельных культов (в Античности: Зевса, Афродиты, Аполлона, Диониса и пр., к которым позднее добавляется почитание Кибелы, Изиды, Митры и других восточных богов) или концептуально оформленных учений (в Китае — конфуцианства, даосизма и буддизма; в Японии — буддизма и достаточно аморфной местной религии синтоизма).

Таким образом, этнонациональная идентичность в доиндустриальную эпоху была распространена повсеместно, сложным образом, специфически для отдельных цивилизационных регионов, сочетаясь с такими формами идентичностей, как социально-сословная, религиозно-конфессиональная, территориально-государственная и сюзеренно-династическая. Все они имели более или менее отчетливую иерархическую природу, также не тождественную в различных регионах. В Западной Европе с конца XVI в., в особенности же в XIX — начале XX вв. наблюдаем качественное упрощение типов идентичностей. Сперва это было связано, с одной стороны, с «обуржуазиванием» значительной части дворянства Италии (еще с XIV в.), Нидерландов, Англии и Шотландии, уделявшего все большее внимание предпринимательской деятельности, а с другой (органически связанной с первой) — с ранними, проходившими под знаменем радикального протестантизма, буржуазными революциями — Нидерландской и Английской. В североамериканских колониях, на базе которых возникли США, сословное деление вообще никогда не существовало (что парадоксальным образом сочеталось с делением в южных штатах на рабовладельцев и рабов, совпадающим с расовым делением).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: