Цивилизационная идентичность 1



Цивилизационная идентичностьОсобое значение имела и в настоящее время имеет цивилизационная идентичность. В Средневековье она чаще всего совпадала с конфессиональной (индуистской, мусульманской, православной, католической). В некоторой степени это наблюдается и сегодня, при том, что в Западнохристианском и Восточнохристианском мирах массовое распространение получил материалистический, а чаще стихийный, атеизм, осознаваемый или неосознаваемый носителями этого мировоззрения. В то же время в эпоху глобализации, оборотной стороной которой все более становится регионализация, преимущественно на цивилизационной или субцивилизационной основе, цивилизационная самоидентификация заметно актуализируется, часто, но не всегда (пример Юго-Восточной Азии), будучи сопряженной с религиозно-конфессиональной (Мусульманский мир, Индия) и/или государственной (Индия, Китай) идентичностями. Во многих странах, особенно на постсоветском пространстве (Украина, Российская Федерация, Казахстан и пр.), но и в других регионах (баски в Испании, фламандцы в Бельгии, курды в Турции и Ираке, тамилы в Шри-Ланке, уйгуры и тибетцы в КНР и пр.) наблюдаем рост значения этнонационалъных идентичностей, часто сопряженных с религиозно-цивилизационными. Как подчеркивает донецкий философ Д. Е. Муза, среди всех типов идентичностей цивилизационная идентичность «занимает особое место, несмотря на ее слабую отрефлектированность и недостаточную объективную проявленность в миросистемных процессах». Поэтому неудивительно, что в нашумевшей в начале 90-х гг. прошлого века концепции «столкновения цивилизаций» уже упоминавшегося американского исследователя С. Хантингтона конфликты в современном мире привязываются к зонам цивилизационных разломов. Цивилизации же, в его понимании, представляют собой макроэтнические культурные образования и определяются общими объективными культурными элементами, такими как история, религия, обычаи, социальные институты, так и субъективной самоидентификацией людей. Причем каждая из них «видит себя центром мира и пишет свою историю как центральный сюжет истории человечества». По мнению С. Хантингтона, цивилизации, которых в современном мире он насчитывает восемь, следует понимать прежде всего через культуру.


One thought on “Цивилизационная идентичность

  • Андрей

    В некоторых патриотических сообществах идет спор о русской и российской нации. Так как Россия многонациональное государство, то часть патриотов предлагают не заострять внимание на русской нации. Возможно это правильно, мы все часть нашей общей истории. Россия сама по себе есть цивилизация.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: